Школьный психолог рекомендует…

 

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 19

 

Мягкова Ольга Ивановна

 

 

Безопасность детей – это один из самых важных вопросов, волнующих не только родителей, но и педагогов. С самого рождения родители стараются защитить своего ребенка - от всего. Но иногда мы даже не задумываемся – от чего же нужно защитить ребенка. Прежде всего, необходимо  понять наиболее значимые для ребенка – угрозы и опасности в данный момент времени. Ведь в разном возрасте и угрозы разные. И количество опасностей по мере взросления – увеличивается. Конечно же, родители не могут  предусмотреть всего  и защитить от всего детей. Но немного планирования в области безопасности детей не помешает, и кое-какие меры по защите детей мы обязаны предпринять.

Ребенок должен знать основные правила и законы для безопасного существования в  обществе.

  1. Безопасность на улице:
  2. Безопасность по дороге в школу:
  3. Безопасность в общении должно подразумевать, то чтобы ваш ребенок мог сказать «НЕТ»  сверстникам или старшим, если они подразумевают совершить какой-то плохой поступок (выкурить сигарету, попробовать спиртные напитки, разрисовать чужой забор и т.д.). Существует много причин, по которым ребёнок соглашается делать то, что ему не хочется: боязнь оказаться изгоем, быть высмеянным, кого – нибудь обидеть, показаться грубым.  Имеется достаточно способов отказаться делать то, что не хочется или просто вредно. Реакция вашего ребенка должна быть быстрой, умной и грамотной. Вы должны ему объяснить, что отказ  от какого-то совместного действия не есть проявление слабости или трусости, а показатель его силы и духа.
    1. Если ты хочешь в чем- либо отказать человеку, четко и однозначно скажи ему «нет». Объясни причину отказа, но не извиняйся слишком долго.
      2. Отвечай без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
      3. Настаивай на том, чтобы с тобой говорили честно и откровенно.
      4. Попроси объяснить, почему тебя просят сделать то, чего ты делать не хочешь.
      5. Смотри на человека, с которым говоришь. Наблюдай, есть ли в его поведении какие- либо признаки неуверенности в себе. Следи за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).
      6. Не оскорбляй и не будь агрессивным.
  4. Интернет и телефон, о нем можно говорить постоянно, но его  «+» и  «-» мы наблюдаем уже сейчас: кроме получения информации и общения на далекие расстояния,мы столкнулись с тем, что дети не  умеют общаться, сидят на скамейке и оба в сети, только с разными людьми. А кто находиться с другой стороны родители даже и не представляют, но часто это бывают  люди отнюдь не школьного возраста.  Сайты интернета должны строго контролироваться родителями в зависимости от возраста  детей.
  5. Вечернее и ночное время – самый криминогенный период суток. Подростку необходимо объяснить, что находясь на улице в это время без сопровождения взрослых, он может стать жертвой насилия или быть вовлечён в противоправные действия. Если ваш ребёнок задержался у друзей, то не разрешайте ему самостоятельно возвращаться домой, постарайтесь сами забрать ребёнка или же попросите родителей друга проводить его домой. В случае если ребёнок оказался в упомянутое время суток один на улице, без сопровождения взрослых, немедленно выходите ему навстречу.
  6. Ненависть и агрессия в сердце вашего ребенка могут появиться, если:
    1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
    2. Никогда не приказывайте по прихоти.
    3. Никогда не принимайте решения в одиночку.
    4. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями. Дети от них страдают больше, чем сами родители.
    5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.
    6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.
    7. Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию лучший способ наладить взаимоотношения с детьми.
    8. Держите двери вашего дома открытыми. Двери дома должны быть открыты для друзей, вы в свою очередь должны быть знакомы с друзьями своих детей, знать, чем они занимаются, кто их родители, где они проживают.
    9. Дети не должны знать и чувствовать, что они привязаны к дому веревкой, дабы не появилось желание эту веревку разорвать, во что бы то ни стало и любым способом.
    10. Устранитесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им в этом. А ваши дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы жизнь никогда не кончалась.

Научите вашего ребенка общению с посторонними людьми,пусть он будет общителен, добросердечен, но в тоже время и мог адекватно оценивать посторонних людей: избежать нежелательных контактов с окружающими(не приближаться к посторонним людям на достаточно близкое расстояние, не садиться в чужие машины, даже если приглашают помочь лица женского пола), не ходить в безлюдные места. Ваша задача, как родителя, не напугать ребенка окружавшим его миром, а научить основным правилам безопасного существования в обществе.

Вы должны изучить возможные маршруты вашего ребенка по дороге в школу и из школы. Выберите наиболее безопасный путь для вашего ребенка.  Маршрут должен быть освещенным,  на маршруте не должно быть старых заброшенных зданий и сооружений,  маршрут не должен быть безлюдным, на маршруте не должно быть «злачных» мест. Вам необходимо обозначить для себя и своего ребенка места на маршруте – куда ребенок может обратиться за помощью. Пересечения с проезжей частью – должны быть оборудованы светофорами. Приучайте своего ребенка – ходить именно по этому маршруту. Гуляйте по этому маршруту с ним вместе.

ЗАПОМНИТЕ «ПРАВИЛА УВЕРЕННОГО ОТКАЗА», прочитайте эти правила вместе со своими детьми и обсудите их!!!

- ему не доверяют;

- все обиды валят не него;

- его в чем-то подозревают,  а он не имеет возможности оправдаться;

- другому, а не ему  поручают, то, что он  может сделать  хорошо;

- его родители заняты  только собой;

- его любят, но так, поверхностно и он это чувствует;

            Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на его сильные стороны.
- Избегать подчеркивания его промахов.
- Показывать, что вы удовлетворены его поведением.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к нему.
- Уметь помочь ему разбить большие задания на более мелкие, такие, с
- которыми он может справиться.
- Проводить больше времени с ним.
- Ввести юмор во взаимоотношения с ним.
- Знать обо всех его попытках справиться с заданием.
- Позволить ему самому решить проблемы там, где это возможно.
- Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
- Демонстрировать оптимизм.
         

          Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
• Зная тебя, я был уверен, что ты это сделаешь хорошо.
• У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…
• Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова, вызывающие разочарование:
• Зная тебя, твои способности, я думал, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
• Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.
• Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
          Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала в одном случае покажется ребенку неискренней. В другом - поддержит, если он опасается, что не соответствует ожиданиям взрослых.
          Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал очень хорошо, или за какие-то достижения, а поддержка оказывается и в ситуациях, в которых он был неуспешным.

           Родители должны уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя. Для этого полезно в отношениях с детьми руководствоваться следующими десятью заповедями:

Дети могут простить все, но только когда они чувствуют себя защищенными, получают от вас вашу любовь, просто так, каждый день, как глоток воды.

Научите вашего ребенка быть счастливым, ведь вы уже счастливы, что он появился.

Научите его доброте и милосердию, ведь никто не любит больше вашего ребенка, чем вы.

Научите его быть сильным и храбрым в этой жизни, ведь силе матери, защищающей своего ребенка, может позавидовать любой мужчина.

Научите его быть мудрым по жизни, ведь только мудрая  мать  постарается объяснить, а не запретить.

                                               

   

 

 

 

 

Выступление педагога-психолога

 

 на общешкольном  родительском собрании 15.05.13г. по теме: «Психологическая безопасность детей и подростков

 

№1 Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

 

Главная задача взрослых - создание психологически безопасной для развития ребёнка среды,  дающей  чувство  защищённости от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному восприятию себя самого.

 

Однако наша жизнь полна событий, которые (особенно, если они идут чередой) могут угрожать душевному благополучию, снижать эмоциональную устойчивость. 

 

№2 Американский психолог Холмс разработал Шкалу социальной адаптации,

 

в Шкале перечислил   жизненные события и  силу стресса, которую может испытывать человек, переживающий эти события.

 

Например, смерть супруга - 100 баллов

 

Развод – 73 балла

 

Тюремное заключение  63 балла

 

Смерть близкого человека – 63 балла

 

Травма или болезнь – 53 балла

 

Женитьба – 50 баллов

 

Увольнение с работы -47 баллов

 

Уход на пенсию - 45 баллов

 

Беременность – 40 баллов

 

Сексуальные проблемы  - 39

 

Появление нового члена семьи -39 баллов

 

Смерть друга – 27 баллов

 

Ссуда или займ на крупную сумму – 31 балл

 

……

 

Отпуск – 13баллов

 

Рождество – Новый год 12 баллов

 

Всего 43 события из повседневной жизни любого человека.

 

 Холмс предлагает нам подсчитать общую сумму баллов за пережитые за текущий год события (как стрессовые). И если мы  набираем 150 баллов – это будет сигнализировать о том, что у нас существует 50% вероятность начала  какого-либо психосоматического заболевания. Если мы пережили (как стрессовые) события на 300 баллов – это может говорить о 100 % вероятности развития психосоматической  (т.е.развивающейся на нервной почве) болезни.

 

Для детей тоже являются стрессовыми такие события, как:

 

 смерть близкого человека, развод родителей, смерть животных, отсутствие матери, физические наказания, болезни, рождение брата или сестры, свидания родителей их новый брак.

 

   Кроме перечисленных событий, которые дети и взрослые воспринимают, как стрессовые, младшие подростки называют ещё и «предательство» друзей, «отставание по предметам или наоборот, «Не принимают в игру»; « обидно дразнят»; «Не хвалит учительница»;

 

№3 У старших ребят к ситуациям, вызывающим эмоциональное напряжение прибавляются ещё и экзамены.  Например, 68 % учащихся 11 классов считают предстоящий ЕГЭ самым мощным стрессом в их жизни.

 

остальные 32 % - среди стрессовых ситуаций называют личные проблемы, и проблемы в семье.  

 

№4  ВАЖНО отметить, чтодети и подростки больше подвержены стрессу, чем взрослые.

 

 Поэтому подростки чаще, чем взрослые, подстраиваются под других подростков;  подвержены депрессии и отклоняющемуся поведению.

 

У них легче формируются зависимости. А  в состоянии депрессии у подростков чаще, чем у взрослых, возникают мысли о самоубийстве.

 

Но как чувствуют себя наши школьники?

 

С целью изучения психологического самочувствия детей и подростков в семье, ребятам было предложено закончить ряд предложений (этот способ получения обратной связи от детей так и называется методикой неоконченных предложений).

 

В опросе участвовало  45 человек  в возрасте  7-8  до  15-16 лет

 

№5 Вот некоторые вопросы и их продолжения ребятами:

 

«В своей семье я чувствую себя……«Спокойно», «хорошо»,  «как  за каменной стеной», «меня все любят», «со мной советуются» и т.п. – таких и подобных  ответов – до 75 %;

 

…«лишним»;  … «квартирантом»;   …«сожителем»; …«мебелью»,…«лампочкой на потолке, до которой никому нет дела»…  подобных ответов до 25%

 

№6  «Самые яркие воспоминания из детства, связанные с отцом….

 

…«мы играем, папа подбрасывает меня  так высоко, что мама визжит, а у меня дух захватывает…»;

 

….«Мы с отцом  собираемся на рыбалку, а мама печёт нам пирожки…»;

 

40% детей ответили примерно так;

 

    но есть и такие,  и подобные им ответы:

 

«…мама с папой так ругались, что у меня от стресса кровь носом пошла…»;

 

«…папа пьяный, мама плачет, а я её успокаиваю…»;

 

«…отец ставит меня в угол на коленки…»;
 похожих ответов  -  до 30%

 

№7 Значительная  часть детей сообщает, что у них «нет отцов», с которыми можно было бы общаться.

 

Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.

 

Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед или учитель – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его.

 

№8 При этом многие родители сами способны поднять руку на своих детей.

 

Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

 

Физические наказания – явление распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их, унижать. Нет, они намерены “серьезно” наказать ребенка и считают, что пощечины, пинки и удары являются формой “внушительного” воздействия.

 

№9  Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности.  В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения.

 

Результаты телесных наказаний. Проведенные специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, “отбыв” наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода “иммунитет”, и побои перестают приводить его “в норму”.

 

№10  И  самое страшное, что ребенок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева. Родители не учат его самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другим способом, и ребенок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.

 

№11  Реакция на телесные наказания бывает у ребенка самой разной:

 

Но какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в ее основе лежат общие законы детской психики. Ребенку трудно понять, что телесному наказанию он подвергся из-за своего плохого поведения. Для него это проявление гнева или нелюбви взрослого.

 

 У тех, кого били, унижали в детстве (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избываться от чувства боли и обиды до конца жизни.

 

 Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям.

 

Прежде всего ребенку надо объяснить отрицательную сторону им содеянного. И объяснить так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы.

 

№12  Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

 

  • хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии;
  • старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно;
  • помните, что достаточно часть прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе;
  • старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок;
  • полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно;
  • разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекайте ребенка в процесс принятия решения;
  • старайтесь избегать пустых угроз;
  • помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения;
  • желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу;
  • воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста;
  • старайтесь не выражать предпочтение одному из детей;
  • нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать;
  • воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле “гадкий, злой, бестолковый” и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

 

Как же быть, если вы чувствуете, что вам хочется стукнуть ребенка или накричать на него

 

№13  Помните, что существует множество способов снятия напряжения и разрядки!

 

Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой.

 

Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

 

Только в спокойном состоянии вы сумеете выяснить для себя, чего вы хотите и чего требуете от ребенка, и поступить по справедливости.

 

Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

 

Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

 

 №14   Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

 

Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

 

Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами  помогут вам в решении семейных проблем.

 

Итак, если:

 

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • вы чувствуете, что явно предпочитаете одного из детей остальным;

 

№15  Не стесняйтесь обращаться за помощью. Это нелегко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь. Беседы со специалистами, посещение лекций, участие в групповых занятиях и встречах для родителей способствовали появлению у них чувства, что они не одиноки на “поле битвы”. Вы можете поделиться своим опытом с другими родителями и поучиться чему-то у них.

 

 №16  Конечно, родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.

 

Главная потребность человека – потребность в любви. Дети чувствуют себя защищёнными, если вокруг них любящие его и друг друга взрослые. Дети с рождения  чувствуют любовь и способны любить сами.

 

Ролик   Об этом замечательный сюжет «Что такое любовь»